Учись у нас и будет класс!

Хочешь быть успешным –

приходи к нам и мы тебе поможем!

Хочешь учиться у лучших педагогов –

приходи к нам!

Хочешь интересно жить и учиться –

тогда тебе к нам!

Хочешь добиться высоких результатов –

приходи к нам и мы тебе поможем!

В гимназии учиться -

много в жизни добиться.

Рекомендации педагогам по выявлению тревожных детей

Учителю, работающему в школе, необходимо знать возрастные и индивидуальные закономерности формирования личности тревожного ребенка, объективные и субъективные проблемы, трудности, возникающие на каждом этапе онтогенеза.

Тревожность заставляет быть особенно внимательным, направляет поведение, то есть в определенной степени позволяет добиться желаемого результата.

Тревога — эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и, прояв¬ляющееся в ожидании неблагополучного развития событий – это опасение того, что будет, а не того, что было или есть.

Тревога может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами и преувеличение их могущества и угрожающего характера.

Для оценки тревожности приемлемы способы наблюдения и применение специальных психодиагностических методик.
1. Физиологические показатели тревожности: учащения сердцебиения и дыхания, повышение артериального давления, скорости обменных процессов, изменение ряда биохимических показателей, снижение порога чув¬ствительности.
2. Наблюдение, социометрия.
3. Проективные техники: тест школьной тревожности Филипса, шкала самооценки ситуативной тревожности Ч. Спилберга,
4. Методы, основанные на показателях деятельности.

Под воздействием тревожных переживаний часто меняются и поведенческие реакции ребенка. Спектр этих реакций очень широк — от состояния полного оцепенения /ступор/ или хаотических движений до осознанного целенаправленного поведенческого акта, которые фиксируются путем наблюдение за внешними объективно-психологическими проявлениями тревожной личности.

Для фиксирования отбирается ряд симптомокомплексов /сокращенный вариант карты наблюдений Д. Стотта/:
1) недоверие к новым людям;
2) уход в себя;
3) тревожность по отношению к взрослым;
4) тревога по отношению к детям;
5) эмоциональное напряжение;
6) невротические симптомы.

В целом, дети с высоким уровнем тревожности, как показывают наблюдения, проявляют следующие особенности: 
- постоянное мышечное напряжение, моторное беспокойство /бесцельные движения/, 
- никогда не заговаривают первыми, 
- разговаривают со значимыми людьми только когда находятся с ними наедине, после некоторых усилий "разговорить" их, 
- плачут, когда им делают замечания, 
- не предлагают никому никакой помощи, но охотно оказывают ее, если об этом попросят; 
- соглашаются на "невыигрышные" роли; 
- обычно имеют только одного хорошего друга и, при этом, как правило, игнорируют других детей; 
- не подходят к взрослому по собственной инициативе; 
- говорят невыразительно, легко могут покраснеть, запла¬кать, если им задают вопрос; 
- стараются устраниться от активного участия в игре, 
- постоянно нуждаются в помощи со стороны взрослых.
 
Дети с высоким уровнем тревожности глубоко переживают чувство вины, долгое время чувствуют себя неуверенными после случившегося конфликта. Они очень часто находятся в состо¬янии физического напряжения. Это проявляется в поведенческой реакции ребенка. Такие дети часто плачут, обижаются, прояв¬ляют упрямство. В течение дня у таких детей многократно возникают подъемы, спады настроения главным образом в сторону его снижения. У ребенка часто бывает чувство, что ему чего-то хочется, но он не знает чего. Это проявляется в апатичности, сниженном жизненном тонусе ребенка. Родители часто называют таких детей "нытиками". На вопрос взрослого: "Почему у тебя испортилось настроение?" — они зачастую не могут назвать причину. Для многих детей с повышенной тревожностью характерна гиперсоциальность – утрированное чувство долга. Ребенок старается выполнить любое задание со стороны сверстника, взрослых, как можно лучше, но заранее предполагает, что его действия обречены на неудачу.

Ребенка постоянно преследует чувство внутренней неудовлетворенности. Можно видеть, что, берясь за решение какой-либо задачи, ребенок испытывает робость, которая может проявляться в некоторых навязчивых движениях, выражении лица, жестах, мимике.

Одним из проявлений детской тревожности можно считать плохой сон ребенка. Таким детям присуще обдумывание страхов и ужасов, которые могли бы быть. Поэтому их сон теряется из-за тревожных мыслей.
Этих детей также легко можно "вычислить", наблюдая за взаимоотношениями детей на уроке, во время перемены или прогулки. Дети с высоким уровнем тревожности /особенно и школе/ либо игнорируются другими ребятами, либо становятся объектом насмешек всего класса.

У детей с тревожностью среднего уровня с тенденцией к высокому, были отмечены следующие характерные особенности: неустойчивость настроения, мышечное напряжение и скованность проявляются только в случае значимости ситуации разговор выразительный; в случае малейшей "угрозы" со стороны окружающих замыкается в себе; принимает активное участие в играх, но при этом легко может обидеться и "выйти из игры", долго помнит обиды, но внешне это не показывает.
 
Наличие низкого уровня тревожности может информировать о том, что у ребенка слабо развиты защитные механизмы и "инстинкт самосохранения". Такие дети часто не замечают опасности, сами придумывают какие-либо рискованные идеи, затем проявляют неопределенную "самоотверженность". Беспечны, смелы в общении, легко вступают в контакт с посторонними. Прослеживается отсутствие стойкой мотивации, низкий самоконтроль, наличие избытка побуждений.

Принципы коррекции неадекватной тревожности детей:
1) Изменение реального положения ребенка в структуре взаимоотношений как в школе, так и в семье.
2) Изменение позиции родителей и педагогов по отношению к ребенку.
3) Согласование мнений, оценок родителей и педагогов относительно ребенка.
4) Психотерапевтическая работа с ребенком по мобилизации внутренних психических ресурсов, повышению самооценки, силы "Я" /коррекционная программа/.

Как правило, самая благоприятная обстановка складывается в группах, где работают учителя с устойчиво-положительным типом отношений. Такой тип характеризуется ровным отношением к детям, заботой о них, помощью. 

В своей работе учитель использует прямые и косвенные воздействия на детей. Под прямыми воздействиями понимаются такие, которые непосредственно обращены к ребенку /объяснение, порицание, указание, показ, одобрение и т.д./ Косвенными считаются воздействия, которые идут через других лиц, через совместную деятельность. Здесь необходимо отметить, что для воздействия на высо¬котревожного ребенка целесообразнее всего применять осознаваемые косвенные воздействия.

Также в преодолении высокого уровня тревожности у ребенка большую роль играет стиль руководства педагога. Для демократического стиля руководства харак¬терно проявление доверия и уважения к детям, разъяснение всего нового, стремление дать исчерпывающие ответы на детские вопросы, учесть индивидуальные особенности ребенка. Здесь отсутствует предпочтение одних детей другим, отсутствует стереотипность.

Вследствие того, что такой педагог относится к детям с уважением, тревожные дети в большей мере начинают ощущать чувство собственного достоинства, у них изменяется самооценка /по¬вышается/, и это приводит к снижению неадекватно повышенного уровня тревожности.

Итак, педагогическое воздействие может быть эффективным лишь тогда, когда оно осуществляется с позиций доброжелательности, любви к детям, когда педагог учитывает личностные качества ребенка, его возрастные особенности. Лишь при этом педагог сможет помочь ребенку преодолеть высокий уровень тревожности.
 
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

Рекомендации учителям-предметникам при работе с тревожными детьми

1. Не выделяйте таких детей при обсуждении неудач класса.
2. При объяснении д\з или перед контрольной работой старайтесь говорить спокойным голосом, не запугивайте их предстоящей работой.
3. Также напоминайте таким детям, что этот материал они проходили и хорошо в нем ориентируются.
4. Побуждайте таких учеников к концентрации внимания. «Сосредоточьтесь», «Мы это проходили, главное просто быть внимательным»
5. Когда ребенок уже выполнил задание и приступил к его проверке, перед тем, как сдать, тревожный ученик зачастую может переправить правильный ответ на неверный. Предложите им просто записать это предложение (слово, пример) на черновике, не задумываясь и полагаясь на интуицию. Таким образом, срабатывает механическая память и сомнения могут рассеяться.
6. Не используйте таких словосочетаний как «не бойся», «не волнуйся». Замените их словами «Подумай хорошо», «будь смелее», «сохраняй спокойствие». При этом следует применять доброжелательный тон.
7. Если ребенок уже получил низкий балл, ему нужно в индивидуальном порядке спокойно сказать «Если ты будешь стараться, то сможешь исправить и достичь хорошего результата».
8. При выставлении отметок, уточняйте, что это оценка их знаний, а не личности в целом «Сегодня твой ответ на 7».
9. Не стоит критиковать за плохие отметки. Их лучше приободрить «В этот раз ты был невнимателен, в следующий раз, если будешь стараться, все получиться».
10. Если вы заметили, что ребенок боится именно Вас, как учителя: отвечает хуже, чем при самостоятельной работе – то при обращении к нему спокойно улыбнитесь.
11. Не сравнивайте такого ученика с другими детьми. Он не сможет стать Катей или Васей. Лучше сравнить Петю сегодняшнего и вчерашнего»
12. Создание ситуации успеха, частое позитивное одобрение, похвала. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
13. Обучение самоконтролю за своим поведением, состоянием, умению трезво относиться к возникающим проблемам, находить занятие по душе,
14. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
15. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
16. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.
17. Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.
Прочитано 1033 раз
Вы здесь: Home Учительская Страничка психолога Рекомендации педагогам по выявлению тревожных детей